Материал подготовила Наталья Топоркова
История России интересна и многогранна. Испокон веков Русь была православной, но время вносит коррективы, и революция 1917 года оставила неизгладимый след в жизни нашей страны. Были разорены монастыри и храмы. Сейчас по Божией милости многие из них восстанавливают. Об одном таком удивительном месте (Глинково) нам рассказала помощница настоятеля храма Корсунской иконы Божией матери в селе Глинково Андреева Лариса Николаевна.
Впервые село Глинково упоминается в грамоте великого князя Димитрия Донского, данной Троицкому монастырю. В жалованной грамоте 1462 г. Великого князя Московского Иоанна III Троице-Сергиеву монастырю в числе прочих пожалований упоминается и половина села Глинково. В начале XVI века за монастырем числилась и другая половина. В Смутное время село было разорено поляками. Многое пришлось пережить местным жителей.
В 1678 г. здесь существовал монастырский двор и 5 дворов крестьян. В конце XVI века здесь была ветхая деревянная церковь. В Троице-Сергиевом монастыре была «Грамота Стефана, Митрополита Рязанского, 7091 г. Апреля в 14 день о построении вместо ветхой церкви в селе Глинково вновь на том же месте во имя двенадесяти Апостолов». В 1701 г. по прошению архимандрита Троице-Сергиева монастыря Иллариона (Властевинского) построена и освящена новая деревянная церковь во имя 12-ти Апостолов. Эта церковь стояла до 1825 года. В переписных книгах Московского уезда, составленных в 1720 г. было сказано: «Троицкого Сергиева монастыря в селе Глинково Церковь Святых Апостолов двунадесяти. При ней действительно служащие: поп Иван Борисов, дьячок Никита Тимофеев, пономарь Василий Иванов, сторож Феофилакт Иванов». Корсунская церковь была построена в 1825 — 1834 гг. на средства прихожан.
Кирпичное здание стиля ампир отличалось простотой и монументальностью форм, сдержанностью декоративной отделки. Двусветный одноапсидный четверик храма с купольной ротондой и боковыми дорическими портиками в актах принадлежит к распространенному типу сельских культовых построек своего времени.
В 1825 г. начата постройка ныне существующего храма, который к 1834 г. уже был закончен, а в 1847 г. возведена колокольня. Храм был двухпрестольный: Корсунской иконы Божией Матери и 12 Апостолов. Вблизи стояла каменная часовня.
В храме находилась местночтимая Корсунская икона Божией Матери. В 1855 г. старанием священника Иакова Харламова и иждивением г. Богородска купеческого сына Ивана Фомина был вызолочен иконостас, стены храма окрашены и местами украшены росписью. Ежегодно, в день отдания праздника Святой Пасхи, 16 августа, и в так называемую «Ильинскую» пятницу после Литургии совершался с Корсунской иконой Божией Матери крестный ход по селениям прихода, перед иконой служили молебен с освящением воды и обходили с иконой вокруг селений.
Но течение времени неумолимо. Революционное лихолетье не пощадило и храм в Глинково. После революции монастырь потерпел гонения от новых властей, которые разорили храм, отобрали здания, конфисковали большую монастырских ценностей.
В советское время храм был закрыт, разорен, колокольня разрушена. В здании храма размещался филиал производственно-коммерческой фирмы. Сегодня даже сложно представить, что на месте храма было здание завода.
8 октября 2010 г. милосердный Господь возвратил храм в честь 12-ти святых всехвальных апостолов Православной Церкви. Сейчас в храме ежедневно проходят богослужения. И в молитве «Свете Тихий», исполняемой за богослужением каждый раз на вечерне, мы слышим такие слова: «...(Христе), пришедше на Западъ солнца, видевше Светъ Вечерний, поемъ Отца, и Сына, и Святаго Духа — Бога... «Слово «Запад» святые отцы здесь толкуют не как сторона света, а как наш греховный мир, в который Сам Сын Божий соблаговолил придти как бы с Востока Небес. И их можно перевести уже в таком смысле, как то, что «Христос, не возгнушавшись, пришел в нашу греховную тьму — темницу греха, лишенную Божественного света, (за)падшую на сторону греха, так как Ему стало жалко падший род человеческий, который может погибнуть без Него, как бы он своими силами не пытался выйти к Свету, и мы, увидевши, этот Божественный, «вечерний» Свет, воспеваем Господа Славы!» Это очень древнее песнопение, его пели христиане начиная с времен катакомбных Церквей. Господь еще недавно был на земле, и было живо Его присутствие, многие еще помнили, когда Он ходил по земле и проповедовал, исцелял... И сейчас Он не дальше от нас, но всегда пребывает с любящими и ждущими Его! В каждой душе есть частица Божественного света, и оттого как мы будем в себе ее возгревать, зависит то, насколько быстрее рассеется мрак в нашем сердце… Нужно быть готовым к искушениям, ибо они нужны для нашей стойкости, но помните и о Свете, который никогда не поглотит, ибо не сможет, Тьма!
Стены храма хранят в себе атмосферу былых столетий. Они вобрали в себя живительную силу христианской молитвы прошлых веков. Всего пару лет назад здесь был завод, а сейчас под кистью художника оживают лики святых!
В тишине древних сводов храма царит атмосфера, которую сложно передать словами, нужно непременно ощутить. Словно здесь существует едва уловимая грань, где сплетаются воедино рубежи времени. И на мгновение кажется, что будто и не было десятилетий советской власти, и храм не закрывался даже на день. Но, к сожалению, отголоски атеистических лет весьма ощутимы, и об этом нам говорят реставрационные работы.
Сколько событий выдержали стены храма! Но они выстояли, они сохранили в себе мгновения благоговейной тишины во время революционного течения. Над ними неподвластно время, они беззвучны, неподвижны и стойко сохранили историю времен. И тает время в безмолвии небес… Стремительно промчались годы лихолетья и вновь луч солнца ласкает своим ярким светом купола белоснежного храма!