Материал подготовила Наталья Топоркова
Интервью с автором и исполнителем православных песен Максимом Соколовым
— Максим, когда Вы впервые познакомились со сценой?
— Как и у многих других людей, первое знакомство со сценой у меня произошло еще в садике. Даже помню, как на выпускном утреннике в детском саду играл комара из «Мухи Цокотухи». Потом уже в школе участвовал в различных концертах, конкурсах, смотрах.
— В каком возрасте Вы начали писать свои произведения?
— Это очень удивительная история. В январе 2011 года в Саратов привозили мощи святителей Тихона Задонского и Митрофана Воронежского. И вот мы поехали из своего города к этим святыням. По дороге в паломническом автобусе нам включали песни-притчи Светланы Копыловой, и они настолько меня тронули, что по возвращении домой я перерыл весь интернет, скачал все песни этой исполнительницы и слушал, слушал, слушал. Потом, через некоторое время, я решил сам попробовать что-нибудь написать. И первой темой, на которую я так дерзостно посягнул, была жизнь и мученическая кончина рядового Евгения Родионова. Конечно, ничего серьезного у меня не получилось, но в дальнейшем, милостью Божьей, мне удалось переписать эту песню, и сейчас я ее исполняю. Так что уже четыре года я с Божьей помощью стараюсь трудиться на песенном поприще, хотя слово «трудиться» не совсем подходит, для меня это отдушина.
— Есть ли у Вас любимые песни? Песни, с которыми были бы связаны важные события из жизни?
— Для меня как-то каждая песня очень дорога, я не могу их делить на любимые и не любимые. Знаете, я наблюдал такую интересную ситуацию, как многие авторы-исполнители, поэты, писатели, отвечая на подобные вопросы, сравнивали свои произведение с детьми, а детей родители любят при любых обстоятельствах. Если же говорить о связи песен с жизненными событиями, то примером может быть все та же песня о Евгении Родионове, которая стала отправным пунктом.
— Посвящаете кому-либо свои произведения?
— Конечно, в моем творчестве есть песни, которые кому-то посвящены. Есть песня «Прости», обращенная к Господу, «Всех скорбящих радосте» — к Божьей Матери, к бабушке и другие. Мне кажется, посвящение – это неотъемлемая черта любого творчества.
— Вы сами пишете текст песен?
— Ну, я бы сказал, Господь через меня пишет. Иногда возьмешься за написание какой-нибудь песни, понадеешься на себя, не помолишься, не попросишь Божьего благословения и ничего не напишешь. И тут сразу вспоминается строчка из песни Светланы Копыловой: «… И что люди — не больше, чем кисточки в Божьих руках». Если возвращаться к вопросу, то бывают редкие случаи, когда я использую стихи других авторов, например, у меня есть песни: «У креста» на стихи Сергея Бехтеева и «Господь не оставит своих» на стихи протоиерея Андрея Логвинова.
— А как Вы относитесь к творчеству Светланы Копыловой?
— Как я уже говорил, песни Светланы Копыловой стали стимулом для развития моего собственного творчества. Я благодарен Господу за то, что в свое время мне удалось познакомиться с творчеством этой замечательной исполнительницы, а в дальнейшем и лично. И по сегодняшний день песни-притчи Светланы Копыловой для меня являются определенным эталоном, к которому нужно стремиться, но, наверное, невозможно достичь.
— Вы были на ее концертах?
—Да, конечно, я был на концертах Светланы Вадимовны. Знаете, это просто незабываемые впечатления. В зале царит особая, теплая атмосфера, которая объединяет зрителей своей неподдельной искренностью. Светлана Копылова для каждого становится такой близкой и родной, после концерта люди подходят к ней, общаются, делятся своими эмоциями и переживаниями, просят совета.
— Какова основная тематика Ваших песен?
— Тематика песен различна, от глубоко личных, покаянных песен, до каких-то шуточных, но поучительных историй. Безусловно, каждая из песен несет в себе глубокий смысл, ведь при написании стараешься в них заложить нравственное зерно, а иначе зачем писать?
— Максим, в каком возрасте Вы получили свою первую творческую награду?
— Первой творческой наградой был диплом третьего межрегионального фестиваля православной культуры «Преображение» в номинации «поэтическое творчество». Такой результат был для меня полной неожиданностью. Далее были всероссийские и международные конкурсы и фестивали, среди которых «Александро-Невский» в г. Санкт-Петербург, «Одигитрия» в Витебске.
— Что для Вас является самым главным в творчестве?
— Честность, но не только по отношению к слушателю, зрителю, читателю, а прежде всего к себе.
— Какие творческие цели и задачи перед собой Вы ставите?
— Я даже не знаю, как ответить на этот вопрос. Мне просто хочется идти дальше, развиваться и делиться с другими людьми своими чувствами и мыслями посредством песен.
— Вы не хотели пойти учиться музыкальной специальности? Или уже давно было желание поступить именно на философский факультет?
— Я в прошлом году параллельно со школой учился в музыкальном училище по специальности инструменты народного оркестра (гитара), но в связи с поступлением в ВУЗ такое совмещение стало нереальным. Быть может когда-нибудь я и получу музыкальное образование. Желание поступить на философский факультет, на направление «религиоведение» было давним и очень сильным. Сейчас, после первого семестра обучения и сдачи сессии, я понял, что не ошибся с выбором.
— Это прекрасно, что Вы сделали правильный выбор! Как однокурсники и преподаватели относятся к Вашему творчеству?
— Положительно, даже по их инициативам организуются какие-то творческие встречи, где за чашечкой чая исполняем песни, потом их обсуждаем. В общем, Слава Богу за все!
— Что Вы можете пожелать тем, кто только хочет попробовать свои силы на сцене?
— Ну, я сам еще только делаю свои первые шаги на сцене и поэтому это пожелание направляю и себе. Нужно в творчестве, как и в жизни, во всем уповать на Бога и, конечно же, трудиться, трудиться и еще раз трудиться!
Хлопья снега в ночной тишине
Автор Максим Брехунцов
Хлопья снега в ночной тишине,
Под звездой Вифлеемской танцуют.
Вот бы с ними вальсировать мне,
В эту зимнюю ночку святую.
Вот бы иволгой звонко запеть.
От того, что Сын Божий родился.
И в бездонное небо взлететь,
В бесконечной Любви раствориться.
Вот бы мне все богатства собрать,
И младенцу Христу подарить их.
В своих песнях Его прославлять,
Возвещать, что родился Спаситель.
А Христос только ждет от меня,
Чтоб принес я Ему покаянье,
Чтобы стал милосерднее я,
Чтобы мог проявлять состраданье.
Хлопья снега в ночной тишине,
Под звездой Вифлеемской танцуют.
Вот бы сними вальсировать мне,
В эту зимнюю ночку святую.
Густой вуалью ночь…
Автор – Максим Соколов (Брехунцов)
Густой вуалью ночь спустилась на Россию,
Слегка прикрыв измученных солдат.
В болотистом лесу уже совсем бессильный
Фашисты окружили наш отряд.
Нацисты с трех сторон, с четвертой топь, трясина,
Что делать, столько раненых в строю?
Солдаты в западне, и нет ни капли силы
Сразится чтобы с немцами в бою.
А враг все наступал, пуская нервно пули…
И командир, не выдержав, упал,
Безвыходность и страх его к земле согнули,
И он, безбожник, в небо закричал:
«О, Пресвятая Мать, Небесная Царица!
Прошу Тебя, коль Ты и в правду есть,
За нас перед Творцом и Богом заступиться
Взгляни же, скоро все поляжем здесь!»
Вдруг видит — перед ним под дымкой серебристой
В изящной ризе Женщина стоит
И, кротко озарив улыбкою лучистой,
С любовью материнской говорит:
«Эх, что же вы, сынки, наверно, заплутали?
Сие немудрено, конечно, тут.
Ох, бедные Мои, вы сильно подустали,
Давайте, через топь вас проведу».
И повела солдат по этой вязкой жиже...
Идти не так-то просто было им.
А Женщиною Той Сам Бог, казалось, движет.
Она их вскоре вывела к своим.
Солдаты разошлись, а командир остался,
Чтоб Проводницу отблагодарить:
«Спаси... спасибо Вам!» – он вымолвить старался —
«Сынок, ты будешь Мне еще служить!»
И лишь Свои слова Она договорила,
Как на глазах исчезла, словно дым...
Небесная любовь комбата охватила,
И стал он навсегда уже другим.
В тиши ночной горит келейная лампада,
Монах стоит у красного угла.
Он знал уже тогда, в тех страшных муках ада:
Той женщиной Пречистая была.
Материнская любовь
Автор – Максим Соколов (Брехунцов)
Бежала мать из плена темной ночью,
На ней одежда летняя была.
Она в пальто закутывала дочку,
Что в лагере нацистском родила.
Трещал мороз, к земле клоня деревья,
Вдали был слышен свист фашистских пуль.
Молилась мать, дитю прося спасенья,
Что б их не встретил лагерный патруль.
Бежала мать на свет звезды далекой,
Что им с ребенком тропку освещал.
Она упала на лугу широком,
Ей не по силам путь дальнейший стал.
Но, все же, она крепко прижимала
К своей груди кричащее дитя.
Свое тепло ребенку отдавала
В последние минуты бытия.
Ее пронзал январский колкий ветер,
Холодный снег бездушно порошил.
Казалось ей, что всем на белом свете
Был слышен скорбный крик ее души.
Она уже была совсем бессильна,
Ей больно было на снегу лежать.
И так она в безмолвии застыла,
Когда пыталась дочку согревать.
Наутро мимо этих мест старушка
В соседнее село зачем-то шла
И вот, услышав, как кричит девчушка,
Ее у мертвой матери взяла.
А женщину она в сугроб зарыла,
О ней промолвив пару светлых слов.
И уходя, она проговорила:
«Бескрайна материнская любовь!»