Митрополит Антоний Сурожский

ЕЩЁ СТАТЬИ

Материал подготовила Наталья Топоркова

 

i400.jpg4 августа 2013 года исполнилось 10 лет со дня кончины всем известного своей выдающейся пастырской деятельностью митрополита Сурожского Антония. Его имя стало уже известно не только в странах Великобритании, где он проходил свое епископское служение, но также и на православных приходах стран Западной Европы. Титул Сурожский в наименовании кафедры обозначает Церковь, относящуюся к государствам Англия и Ирландия вместе. Таким образом, мы можем говорить о том, что церковная деятельность владыки распространялась не только на одну Англию, но и на все православные приходы «зеленого острова». Кроме титула церковного значения, он также являлся доктором богословия. Кроме награды от Абердинского университета (1973 г.), митрополит Антоний носит звание почетного доктора богословия факультетов Кембриджа (1996), а также Московской Духовной Академии (1983 — за совокупность научно-богословских проповеднических трудов). 24 сентября 1999 года Киевская Духовная академия присудила митрополиту Антонию Сурожскому степень доктора богословия honoris causa.

Кроме вышеперечисленных духовных званий владыка был еще врачом-хирургом: так, окончив медицинский институт, с 1939 по 1948 гг. он работал хирургом сначала на фронте, а потом в госпитале.

Его огромное аудио- и видеонаследие, а также уже опубликованные текстовые материалы, взятые с них (а это проповеди, лекции и беседы с народом), большим уважением и популярностью пользуются в России. По моему глубокому убеждению, они идеально подходят в качестве помощи для ведения духовной жизни в современном мире: их можно не только читать по книгам, но и слушать в записи, а также смотреть по видеоматериалам, что нельзя сказать про творения святых отцов, живших до появления возможности звукозаписи. Таким образом, находясь в повседневной суете и заботах, людям проще найти время для слушания живого архипастырского слова, вещающего истины веры понятным языком, через динамики или экран обращаясь как бы непосредственно к тебе. Также столь богатое наследие может принести огромную практическую пользу для студентов духовных учебных заведений: академий, семинарий, духовных училищ и воскресных школ, оно послужит им идеальным пособием для подготовки к проповеднической деятельности.

Поговорим немного о жизни Владыки Антония. Годы жизни его пришлись уже нам современную эпоху, что сближает его с нами и делает его советы актуальными для наших дней. Также владыка внес огромный вклад по развитию православия в Англии в недавнее время, поэтому не знать о таком человеке, как владыка Антоний, просто невозможно. Этот выдающийся человек послужил немногим менее 50 лет как предстоятель Церкви Христовой, большую часть времени находясь на кафедре в Великобритании, в Лондоне, но каждый его день был с утра и до ночи наполнен жизнью: это совершение богослужения, общение с паствой (владыка был очень общительным, и к нему тянулись люди за духовной помощью и материальной поддержкой), далее шли конференции, разные поездки, гости и интервью. Вечера и ночи проходили в изучении святых отцов и работе над ответами на поступавшие письма. В самом деле, это был человек неутомимого духа и, как пастырь, явился образцом для подражания для многих, особенно же тех, кто собирается становиться в будущем пастырями Церкви. Его проповеди составлены простым и понятным каждому языком, и они несут в себе заряд духовной мудрости и огромного пастырского опыта, накопленного Владыкой Антонием за долгие годы служения. Хотя особенностью творчества Владыки было то, что он ничего не записывал из своих проповедей: его слово рождалось, как устное обращение к слушателю, — не безликой толпе, а каждому человеку, нуждающемуся в живом слове о Живом Боге. Владыка Антоний пережил много периодов в своей жизни. Бурный двадцатый век принес множество изменений как во внутрицерковной среде, так и во внешнеполитической обстановке. Это и революция 1917 года в России, когда его семья вынуждена была остаться в эмиграции, это и вторая мировая война, при которой он работал в качестве врача на фронте, и длительный период службы в период развития после войны. Наконец, он застал и современный нашему времени – долгожданный период восстановления отношений между Церковью и государством в России после долгого и печального разрыва, ставший возможным в результате прекращения гонений и открытия храмов, начиная с конца 1980-х. В начале двухтысячных стало возможно воссоединение двух Церквей: зарубежной Русской Православной Церкви со своей Матерью – исторической Церковью в России. Хотя владыка не дожил до этого события четыре года (а оно произошло 17мая 2007 года), но его многолетнее предстояние на кафедре в Англии не дало ослабеть православию в этой части Европы. В последний период своей деятельности Владыка стал широко известным уже в России, и начался широкий выпуск его проповедей в нашей стране. Митрополита Антония знали еще во времена Советского Союза, до публикаций последних лет; каждый из его нечастых приездов становился событием, встреча с ним превращалась для многих в поворотный момент жизни. Его слово современно, без «модернизма», глубоко укоренено в святоотеческой традиции — без стилизации под благочестие; оно убедительно в своей беспощадной простоте и цельности. Это речь человека, у которого слово и мысль не расходятся с чувством и жизнью. Вспомним же теперь, с чего начинался путь Владыки, окунемся в его детские и юношеские годы.

Андрей Борисович Блум — а именно так Владыку звали в миру — родился 19 июня 1914 года в Лозанне, в семье сотрудника российской дипломатической службы. После революции 1917 года его семья не вернулась в Советскую Россию, а осталась за рубежом, но уже в качестве эмигрантов. После нескольких лет скитаний по Европе, в 1923 г. она осела во Франции. Хотя его отец был глубоко верующим человеком, сам мальчик не сразу был воцерковлен. Он рос вне Церкви, пока однажды подростком не услышал беседу о христианстве видного богослова. Он говорил о Христе, о Евангелии, о христианстве, пытаясь показать сладость Слова Божия и доказать, что даже случайное соприкосновение их, юных светских читателей, с такой святой Книгой, как Евангелие, произведет столь необычайно сильное впечатление на них, что они уже никогда не смогут остаться равнодушными к вере. Эти слова богослова-проповедника задели юного Андрея, и он, уже изучивший классиков философии и Ницше, решил, в качестве доказательства невероятности слов проповедника взять и прочитать эту книгу, чтобы, как он сам говорил, «навсегда таким образом распрощаться с христианством, убедившись, что это не более чем легенда». Вот так он сам пишет: «…Я обнаружил, что Евангелий четыре, а раз так, то одно из них, конечно, должно быть короче других. И, так как я ничего хорошего не ожидал ни от одного из четырех, я решил прочесть самое короткое. И тут я попался; я много раз после этого обнаруживал, до чего Бог хитер бывает, когда Он располагает Свои сети, чтобы поймать рыбу; потому что прочти я другое Евангелие, у меня были бы трудности; за каждым Евангелием есть какая-то культурная база. Марк же писал именно для таких молодых дикарей, как я — для римского молодняка. Этого я не знал — но Бог знал, и Марк знал, может быть, когда написал короче других. И вот я сел читать; и тут вы, может быть, поверите мне на слово, потому что этого не докажешь. /…/ Я сидел, читал, и между началом первой и началом третьей главы Евангелия от Марка, которое я читал медленно, потому что язык был непривычный, я вдруг почувствовал, что по ту сторону стола, тут, стоит Христос. И это чувство было настолько разительное, что мне пришлось остановиться, перестать читать и посмотреть. Я смотрел долго; ничего не видел, не слышал, чувствами ничего не ощущал. Но даже когда я смотрел прямо перед собой на то место, где никого не было, у меня было яркое сознание, что тут несомненно стоит Христос. Помню, я тогда откинулся и подумал: если Христос живой стоит тут — значит, это воскресший Христос; значит, я достоверно знаю лично, в пределах моего личного, собственного опыта, что Христос воскрес и, значит, все, что о Нем говорится, — правда».

Эта встреча определила всю последующую жизнь, не внешние ее события, а содержание. После средней школы окончил биологический и медицинский факультеты Сорбонны. В 1931 году был посвящен в стихарь для служения в храме Трехсвятительского подворья, единственного тогда храма Московского Патриархата в Париже, и с этих ранних лет неизменно хранил каноническую верность Русской Патриаршей Церкви.

10 сентября 1939 г., перед уходом на фронт, хирургом французской армии тайно принес монашеские обеты; в мантию с именем Антоний (в честь преп. Антония Киево-Печерского) был пострижен 16 апреля 1943 г., под Лазареву субботу; постриг совершал настоятель Подворья и духовник постригаемого архимандрит Афанасий (Нечаев).

Во время немецкой оккупации он был врачом в антифашистском подполье. После войны продолжал медицинскую практику до 1948 года, когда митрополит Серафим (Лукьянов, тогда Экзарх Московского Патриарха) призвал его к священству, рукоположил и направил на пастырское служение в Англию, духовным руководителем Православно-англиканского Содружества св. мч. Албания и преп. Сергия. С сентября 1950 г. он был настоятелем храмов св. ап. Филиппа и преп. Сергия в Лондоне. В 1957 г. он был хиротонисан во епископа Сергиевского, викария Экзарха Патриарха Московского в Западной Европе, а в 1962 г. назначен на вновь образованную на Британских островах, в рамках Западноевропейского Экзархата, Сурожскую епархию. В 1966 г. возведен в сан митрополита и утвержден в должности Экзарха в Западной Европе.

За годы служения Владыки Антония в Великобритании единственный приход, объединявший малочисленную группу эмигрантов из России, превратился в многонациональную епархию, канонически организованную, со своим уставом и многообразной деятельностью. Митрополит Антоний стал широко известен не только в Великобритании, но и по всему миру как пастырь-проповедник. Его постоянно приглашали выступать перед самой разнообразной аудиторией (включая радио- и телеаудиторию) с проповедью Евангелия, православного благовестия о живом духовном опыте Церкви.

711.jpgПервые книги о молитве, о духовной жизни вышли на английском языке еще в 1960-ые годы и переведены на многие языки мира; одну из них («Молитва и жизнь») удалось опубликовать в Журнале Московской Патриархии в 1968 г.

В России слово Владыки звучало многие десятилетия благодаря религиозным передачам русской службы Би-Би-Си; его приезды в Россию становились значительным событием, магнитофонные записи и самиздатские сборники его проповедей (и бесед в узком кругу близких людей на частных квартирах), словно круги по воде, расходились далеко за пределы Москвы.

Митрополит Антоний скончался 4 августа 2003 года в Лондоне.

Как богослов и пастырь, митрополит Антоний внес весомый вклад в богословскую мысль и гомилетическую науку. Касаясь исследования содержания и стиля его речи, мы можем в первую очередь заметить, что его проповеди очень современны, актуальны, изобилуют примерами повседневной жизни, и вместе с тем, не потеряли духовную нить с Церковным двухтысячелетним преданием Церкви. Митрополиту Антонию свойственна поистине царственная свобода, которая у него никогда не переходит в произвол. Он говорит о Христе удивительно ярко, свежо, смело, щедро делится своим духовным опытом и воспоминаниями. В своих проповедях и беседах наиболее характерные для мысли Владыки (врача, естественника по образованию): материя и дух, жизнь и смерть, вера и сомнение, человек во взаимоотношении с Богом, их встреча, пути Божий в мире. Владыка Антоний вдохновляет всякого искренне стремящегося к Истине читателя радостной перспективой той подлинной жизни с избытком, которая, рождаясь в опыте встречи с Богом, становится возможной только в непрестанном общении с Ним.

Одна из самых известных книг о жизни и деятельности Митрополита Антония является книга «Человек перед Богом». В основном она составлена из устных выступлений митрополита Антония и охватывает период с 1969 по 1991 годы. Это беседы на радио (в русских передачах Би-Би-Си) и в московских квартирах во время приездов Владыки Антония в Россию, а также внебогослужебные беседы в лондонском приходе в периоды великопостных и рождественских говений. Все они объединены одной темой: внутренняя жизнь христианина, то есть человека, который живет перед Богом. По жанру предлагаемые тексты являются монологами, иногда переходящими в диалог со слушателями. Особенностью этой книги в плане чтении является то, что создается ощущение вовлечения читателя: автор сам как бы приглашает читателя к беседе и совместному продумыванию обсуждаемых тем. Одна из запомнившихся фраз из нее: «Сказать человеку “Я тебя люблю” — то же, что сказать: “Ты никогда не умрешь”».

Также известны труды владыки аскетического характера: это «Молитва и жизнь», «Учитесь молиться» и «Может ли еще молиться современный человек?» В современных изданиях их выпускают под одним переплетом. Слово Владыки, укорененное в святоотеческой традиции молитвенного делания, исходящее из глубин личного опыта, обращено непосредственно к современному человеку, мало знакомому с традицией, редко имеющему собственный молитвенный опыт, но испытывающему духовный голод и потребность в молитвенном общении с Богом.

Другим глубоким трудом владыки Антония стала книга «Жизнь. Болезнь. Смерть». Она наполнена покаянным и молитвенным содержанием. Впервые книга была издана в 1995 году и неоднократно переиздавалась. В ней раскрывается неизбежный вопрос о смысле жизни и неизбежности смерти, где автор, не только как архиерей, но и как в прошлом врач, говорит из всей глубины своего врачебного и пастырского опыта о процессе перехода человека в вечность. Он не предлагает дешевого утешения, а призывает жить в полную человеческую меру, когда смерть становится выходом в большую полноту.

Другой не менее полезной книгой, своего рода руководством к молитвенному деланию, написанной в покаянном жанре стала книга, вышедшая под названием: «Учитесь молиться» (1970г.) или «Школа молитвы». Она изначально была написана на английском («School for Prayer»), а позже переведена на русский язык. Поводом к составлению этой книги у владыки послужили просьбы проповедовать на улицах Оксфорда. Во время этих проповедей часто случались морозы, и люди начинали замерзать, стоя и слушая владыку на улице. Тогда владыка научил каждого из них обмениваться животным теплом друг с другом, чтобы, стоя близко, согревать друг друга на морозе. Таким образом, они смогли долго стоять и слушать, Владыка сделал поразительный вывод: «Вот вы научились теперь за короткое время обмениваться животным теплом; что если бы научиться обмениваться христианским теплом?» Так, «за короткое время, за неделю, люди научились обмениваться и животным, и человеческим теплом...».

Отдельно вышла книга, где собраны наставления владыки молодым, а также вступившим в брак, эта книга так и называется «Таинство любви». В ней изложены беседы о христианском браке.

Одной из последних книг, в которой читателю представляются для внимания последние беседы владыки незадолго до смерти, стала книга «Уверенность в вещах невидимых. Последние беседы». Это перевод последней серии бесед, проведенных митрополитом Антонием Сурожским в лондонском приходе на английском языке. В центре размышлений — тема веры в вещи невидимые, веры в Бога и связанные с этим сомнения и вопрошания современного человека, живущего после катастроф XX века и перед лицом новых вызовов века нынешнего. Текст печатается без сокращений с целью передать содержание бесед во всей их полноте. Читатель убедится, что повторы, неизбежные в беседах, продолжавшихся на протяжении девяти месяцев (с октября 2001 по июнь 2002 г.), в большинстве случаев не случайны, а необходимы.

Также известна книга владыки «Пастырство» (Минск, 2005), посвященная исповеди. По слову Владыки Антония, «даже людям, которые родились и воспитывались в Церкви, приходится вновь и вновь задумываться: что представляет собой исповедь, для чего мы исповедуемся, к чему это нас обязывает, куда это может нас привести?» Книга, богатая и убедительная многолетним пастырским опытом Владыки, поможет читателю трезво и глубоко прибегать к этому Таинству Церкви во спасение души.

Также стоит упоминания книга «О встрече», в которой описывается живая встреча человека с Богом, встреча современного, погруженного в собственные мелкие проблемы мира с Церковью — сквозная тема проповедей, статей и бесед.

Отдельная книга посвящена проповедям владыки, произнесенным во время его визитов в Россию, тогда еще Советский Союз в период с 1966 по 1990 гг.

Также занимательны и полезны будут для читателей в первую очередь вновь пришедших в лоно Церкви, но не менее и для тех, кто уже давно живет церковной жизнью, следующие книги, в которых собраны проповеди и слова владыки: «Вера», «Быть христианином», написанная специально для людей в России, также в ней озвучена тема духовничества (Москва, 1987) и беседа о христианской жизни (Лондон, 1990), книга «Брак и семья», «Беседы о вере и Церкви» и, наконец, книга «Бог: да или нет? Беседы верующего с неверующим». Последняя книга представляет из себя апологетический жанр и написана в виде полемики настоящего атеиста и верующего человека. Разговор ведется при этом в современных для нас реалиях, вопросы, затронутые в ней как нельзя более актуальны. Эта последняя книга включает несколько публичных бесед Митрополита Антония Сурожского, состоявшихся в 1970-х годах на радио и телевидении Англии с британскими журналистами А.М. Гольдбергом и М. Ласки. Собеседники Владыки — агностик и атеистка, не разделяющие его веру и убеждения, и все же общение оказывается возможным. Разговор как встреча, как узнавание, как стремление понять и расслышать друг друга. Эти беседы — пример доброжелательного диалога между Церковью и обществом по самым существенным, самым важным вопросам. Слова владыки Антония обращены не только к атеистам, но и к людям Церкви, которые желают научиться выстраивать настоящий диалог со светским миром и которые хотят глубже постичь сущность православной веры. Известны его книги: «Встреча», «Духовное путешествие. Размышление перед Великим Постом», «Воскресные проповеди», «Наблюдайте, как вы слушаете…», «Труды», «Материя и Дух».

К экзегетическим трудам владыки можно отнести книгу «Молитва Господня», являющейся частью большой книги «Молитва и жизнь» и «Пробуждение к новой жизни. Беседы на Евангелие от Марка», «Вечерня. Утреня» Перечислим еще произведения, составленные по наследию из записей его бесед и проповедей. Это: «Войду в дом твой. Беседы о вере и Церкви» (составлена по религиозным радиопередачам русской службы Би-Би-Си в 1986-88 и 1990-91 гг.).

«Вопрос понятности богослужения в том, чтобы иметь ключ к пониманию», — считает митрополит Антоний. Таким ключом к пониманию всенощной (вечерни и утрени) станет для читателя брошюра, которую он держит в руках. Продолжая словами Владыки, «главная тема вечерни и утрени — это свет: откровение света, сумерки греха, славное явление света во Христе, света среди сумерек истории, которая, тем не менее, течет в свете Христовом и в ожидании Его Второго пришествия и времени, когда ничего не останется, кроме блистания Божества». Также известны следующие книги, где собраны пастырские труды митрополита Антония. Это: «О жизни христианской», «Бог в нас верит», «Труды» — самое полное собрание его текстов в двух книгах (2003), «Может ли верить и молиться современный человек». Отдельно владыкой была затронута тема, ранее не поднимавшаяся так открыто другими духовными писателями и проповедниками. Это состояние человека на пороге вечности, описание такого периода жизни человека, как старость. Эта тема получила свое раскрытие в книге Митрополита Антония «Научитесь быть. Духовные вопросы пожилого возраста».

Подводя итог описанию жизни и трудов Митрополита Антония, как человека, повлиявшего на весь XX век и сформировавшего собою новый, кардинально иной и более глубокий подход к проповеди слова Божия, можно выделить следующие основные черты:

  • Проповеди владыки очень личны. Подобно тому, как врач бережно осматривает раны больному человеку, так и владыка, любвеобильный характер которого не может позволить остаться равнодушным к ранам духовным нашего общества, бережно вскрывает их в своих проповедях и записанных трудах и указует путь излечения;
  • Сказалась многолетняя практика митрополита Антония как врача;
  • Постоянные встречи с общественностью выковали в нем безупречную готовность всегда вывести разговор так, чтобы открыто защитить православный взгляд против секулярного и светского подхода;
  • Благодаря многочисленным записям своих бесед и проповедей, впервые стало возможным распространить живое слово с помощью современных средств и технологий далеко за пределы Англии, так что они живы и по сегодняшний день и будут жить не только в книгах, но и в записанных аудио- и видеоисточниках порой более понятных и легче усвояемых в современном обществе, чем в формат книги;
  • Труды владыки Антония сделали уникальным открытие таких тем, как жизнь и смерть, здоровье и болезнь, страдание и отношения со страдающим, используя врачебную этику и утешение;
  • Яркое выражение в проповедях владыки тем ценности материи в свете христианства, связь духовного, душевного и телесного начал в человеке и многое другое.

Огромный опыт владыки позволяет раскрыть перед читателем все духовные проблемы не поверхностно, а глубинно, с полным смыслом и глубиной понимания. В этом его труды сближаются по силе с трудами таких известных пастырей, как святители Игнатий Брянчанинов, Серафим Чичагов и Феофан Затворник. Он не уходит от всей остроты, с какой встают порой перед нами эти вопросы в конкретной жизненной ситуации, не предлагает закрыться от этих проблем, а учит подходить к ним ответственно, осмыслять их в свете веры в Бога и в высшее призвание человека.

 

Фотоальбом: